Морозова
Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр- детский сад №
115»
Эффективное развитие
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных
проблем современности. Основа интеллекта ребенка, его сенсорный опыт
закладывается в первые годы жизни. В дошкольном детстве происходит становление
первых форм абстракции, обобщение 
простых умозаключений, переход от 
практического мышления к логическому развитию восприятия, памяти,
внимания, воображения.
Чем полнее и разнообразнее
детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе,
тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые
творческие проявления. Вот почему наиболее близкий и естественный для
ребенка-дошкольника вид деятельности — это игра. 
Дети играют потому, что им
нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что
он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют
перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и
творческих способностей.
Классики зарубежной и русской
педагогики  уделяли особое место игре,
отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности.
В наши годы  в дошкольной педагогике появляются
современные  образовательные  игровые технологии.  Одна из них - игровая  технология 
 интеллектуального развития Вячеслава Вадимовича Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры», с 
которой  я познакомилась, изучая
методические пособия, посещая мастер- классы коллег, участвуя в обучающих
семинарах автора. 
Главной особенностью этих игр является
то, что в них  объединен один из основных
принципов обучения-  это принцип «от
простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности  «самостоятельность по способностям», когда
ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Основная цель - это
становление интеллектуально- творческой личности дошкольника.
Данную игровую технологию я использую в
образовательной деятельности более 4 - лет. Уже достигнуты положительные
результаты. В нашем детском саду  создана
игротека игр Воскобовича, в группе организована интеллектуальная лаборатория.
Организация образовательной
деятельности  осуществляется поэтапно, 
в соответствии с принципом «от простого
к сложному». При выборе форм 
работы,   я  опираюсь на 
интересы детей, их практический опыт. Адаптация
игровой  технологии  не потребовала  координальной перестройки образовательной
деятельности. Она помогла  плавно  перейти от 
классических занятий к развивающей игровой   деятельности, где каждый ребенок с
удовольствием играет не только вместе со взрослым и детьми, но и
самостоятельно.
Знакомясь со сказочными героями, мы
преодолевали с ребятами совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха.
Например: в «Геоконте» - малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате – Незримка
Всюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» - попугаи Эник и Беник.   Игр становилось все больше – «Прозрачный
квадрат», «Прозрачная цифра», серия «Чудо-головоломки», «Математические
корзинки»…Появились первые методические сказки.
        
Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей
«Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами»
«Квадрата Воскобовича» – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять
творчество и взрослым.
Наша совместная увлекательная
деятельность с детьми подвела нас к необходимости создания  «Фиолетового леса».
По замыслу самого автора, «Фиолетовый лес» -
развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В
каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры
В.В. Воскобовича. Всех героев связывает сказка, она «оживляет» математические
понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, ребенок
помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия. 
 Свой сказочный лес мы создавали вместе с
детьми, привлекая к этому интересному мероприятию и родителей. Для
изготовления  использовали ковролин, на
который  крепили, с помощью липучки,
различные детали.  
 Развивающая среда «Фиолетовый лес»  многофункциональна, ее можно легко и быстро
переделать под конкретные задачи. Он разделен на несколько частей, каждая из
которых представлена отдельной сказкой, своими героями и пособиями. В сказочным
мире  существуют: Чудесная поляна, Озеро
Айс, Город говорящих попугаев, Ковровая полянка, Чудо острова и др. У каждого
места есть свои обитатели, помогающие малышам справляться с заданиями.
 У
многих возникает вопрос по поводу фиолетового цвета. Дело в том, что автор
методики считает, что  именно он,
благотворно влияет на детское мышление и нервную систему, повышая творческий
потенциал. Кроме того, это таинственный цвет, идеально подходящий для
волшебного леса. 
 Дети самостоятельно придумывают различные
игры, играют вместе и по одному. Каждый ребёнок здесь находит себе игру по
своему желанию. Здесь можно придумывать различные сказки, ситуации, можно составлять
красивые узоры из цветов и листьев. «Фиолетовый лес» —  неограниченное поле деятельности для
творчества и самовыражения детей.  
 Формы работы  
самые разнообразные: 
образовательные ситуации, решение проблемных заданий, придумывание
историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок,
стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических
праздников и досугов.
 
  «Фиолетовый лес» -  это среда не только развивающая, но и
постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами,
обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей,
служит отличным дополнением к предметно-пространственной среде, прекрасно
вписывается в интерьер группы.
 В результате игр   в 
развивающей среде «Фиолетовый лес», у детей: 
-       
формируются
элементарные математические представления;
-       
развивается логическое мышление, психические
процессы, моторика, эмоциональная отзывчивость через «общение» с разнообразными
сказочными персонажами, «населяющими» лес; 
познавательная активность, любознательность через развивающие игры;
-       
актуализируются сенсорные анализаторы как
условие и основополагающая база благоприятного интеллектуального развития детей
дошкольного возраста.
 

 
Комментариев нет:
Отправить комментарий