Шмелевская Наталья Александровна, учитель-дефектолог (сурдопедагог) МБДОУ МО г.Краснодар «Центр-детский сад № 72»
«Найти особенный подход к особым детям
И, озаряясь чувством этим,
С надеждой двигаться вперед.» (Цисарук Т.И.)
По силам всем, важнее здесь желанье.
Для чистоты общенья, мир притих:
Нас учат Сердцем слышать состраданье.
«Найти особенный подход к особым детям
И, озаряясь чувством этим,
С надеждой двигаться вперед.» (Цисарук Т.И.)
Изначально глухота определяется врачами сурдологами. Делается аудиограмма, которая показывает уровень снижения слуха на каждое ухо, и ставится диагноз.
Когда врачи ставят диагноз глухота, ребёнка направляют на комиссию МСЭ, где дают ребёнку статус инвалид-детства и выдают карту реабилитации в которой даны определённые рекомендации по реабилитации инвалида-детства ( посещение определённых врачей, выполнение медицинских процедур, получение льготных лекарств, получение ИСА, возможность бесплатно сделать КИ, рекомендации по развитию ребёнка). На основании заключения МСЭ, ПМПК направляет ребёнка в дошкольное учреждение по определённому маршруту обучения.Как показала практика, неслышащие дети страдают не только глухотой, но и имеют комплексные нарушения развития: у них обнаруживается отставание как на психическом, так и на физическом уровне. (Снижение интеллекта, нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата, наличие соматических заболеваний). Если Вы общаетесь с неслышащим ребенком, полезно иметь общее представление о слуховых аппаратах. Бывают ИСА или КИ?
Многие думают, что слуховые аппараты могут полностью восстановить слух, но, к сожалению, ЭТО СОВСЕМ НЕ ПРАВИЛЬНО.
Слуховой аппарат является бесценным вспомогательным устройством для неслышащего человека. Однако, впервые надев СА, ребёнок должен сначала привыкнуть к его использованию. Изменяется не только общее звучание окружающего мира, но и собственный голос пользователя слухового аппарата звучит по-другому. Неслышащий ребёнок теперь способен слышать звуки, но различать их не может. В любом случае для привыкания к СА требуется время.
ИСА состоит из речевого процессора, на котором расположены блок питания с разовыми батарейками, микрофон, регулятор уровня и переключатель программ.
А также фиксатор аппарата и индивидуальный вкладыш.
СА КИ состоит из речевого процессора, на котором расположены блок питания с разовыми батарейками или блок питания через зарядное устройство, микрофон. А регулятор уровня и переключатель программ находится на пульте управления. Также есть передатчик с антенной, фиксатор аппарата, возможен индивидуальный вкладыш и шнурок с прищепкой для малышей.
Кахлеарная имплантация
Данная методика представляет собой хирургическую операцию, направленную на восстановление слуха. Сущность метода заключается в установке в организме пациента устройства (приёмника), способного преобразовывать электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона через передатчик с антенойна приёмник через референтный электрод и цепочку актиных электродов в сигналы понятные нервной системе.
Сразу после имплантации слух не вернётся. Требуется длительный период реабилитации, в течении которого организм привыкает к импланту.
Возможные осложнения:
- Паралич или порез (повреждение ) лицевого нерва на стороне операции
- Нарушение вкуса
- Вестибюлярные нарушения (головокружение, неустойчивость походки, тошнота, рвота)
- Головные боли
- Шум в ушах
- Кальцификация улитки вместе с вживлённым в неё имплантом.
Образовательная деятельность .
На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей. Например: методика Э. И. Леонгард.
Виды речи для неслышащих: письменная, дактильная, жестовая и устная речь.
Что такое дактиль.
В нашей стране одноручная дактильная азбука. Около половины букв нашего алфавита в «пальцевом» изображении напоминает соответствующие изображения тех же букв в общепринятом написании. Это г, д, е, з, л, м, о, п, с, т, ш, щ, э, ю. Остальные буквы представлены символами. Любопытно, что в Англии и США, имеющих общий язык и общий латинский алфавит, глухие пользуются разной дактильной азбукой. В США это одноручная азбука, не отличающаяся от испанской, французской, итальянской и т. д. В Англии применяется двуручная дактильная азбука.)
Жестовая речь делится на:
(РЖЯ и КЖЯ. Калькирующий ЖЯ в основном используется в официальном общении, например при переводе лекций в институте, докладов на конференциях. Раньше он использовался на телевидении в программах новостей).
Разговорный жестовый язык можно разделить на бытовые жесты и специализированные. Специализированные жесты используют спецназ, спортсмены, врачи и политики. Да и мы активно используем бытовые жесты по ситуации.
Верботональная методика разработана специалистами центра «Суваг» (Загреб, Хорватия). В нашем учреждении компенсирующего вида, используется в обучении глухих детей «Пиктографическая ритмика.» профессора, господина Младена Ловрича, г.Загреб, Хорватия.
Данная методика активно использует звукоусиливающую аппаратуру «Верботон» и систему Аудивизуального курса.На данной аппаратуре есть регуляторы громкости и чистоты звука на каждое ухо. А также прилагается два микрофона, 1 пара наушников для ребёнка и вибратор.
«Пиктографическая ритмика» в переводе означает обучение рисуночному письму в игре.
«Пиктография…рисуночное письмо… Определённый символ пиктограммы можно использовать и применять к любому языку, а также пиктограмма может быть «прочтена» как слово, синоним этого слова, словосочетание, предложение с различными вариациями смысла.
В итоге дети с потерей слуха могут не только общаться, рассказывать сказки, но и читать стихи, петь песни. Например:
«Наша Таня громко плачет»
«Самолёт летит»
Правила поведения при общении с неслышащими детьми.
1.Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света и хорошо освещено.
2.Располагайтесь так, чтобы быть на уровне ребёнка.
3.На первых занятиях по РСВ недопустим посторонний шум.
4.Будьте доброжелательны, не высказывайте раздражения и недовольства при затруднениях ребёнка.
5.Во время беседы не размахивайте руками, не закрывайте нижнюю часть лица.
6.Не кивайте головой при разговоре.
7.Говорите в нормальном темпе (не очень быстро и не очень медленно).
8.Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь. Для уточнения периодически просите повторить Ваши слова.
9.Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:
10.Повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;
11.Сделайте перестановку слов в предложении, сделав фразу более знакомой, общепринятой;
12.Попросите более точно повторить движение ваших губ;
13.Замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;
14.Подбирайте наглядный материал с учётом возрастных особенностей, реалистичного изображения.
Душой принять особый мир глухихПо силам всем, важнее здесь желанье.
Для чистоты общенья, мир притих:
Нас учат Сердцем слышать состраданье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий