среда, 17 мая 2017 г.

ДОО № 177. Модель внедрения сетевых инноваций в практику дошкольных образовательных организаций


Ковалева Алла Александровна, заместитель заведующего по ВМР МБОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 177"
Сетевая активность педагогов – одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования.
Это обсуждается на всех уровнях – от муниципального до федерального. Появляются школы, в которых все чаще звучит вопрос – а что дальше? Есть компьютеры, интерактивное оборудование, Интернет, программное обеспечение, учителя владеют ИКТ-компетентностью, все чаще и эффективнее применяют информационные технологии в своей практике, происходит трансформация образовательной деятельности. 
При этом все отчетливее появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, обмене педагогическими идеями, в обсуждении появляющихся проблем при использовании мощного потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
Участниками сетевого взаимодействия могут быть педагоги, учащиеся, родители и др. субъекты педагогического процесса. Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.
Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества актуализировало проблемы использования информационно – коммуникационных технологий во всех сферах развития страны, в том числе и в образовании как ключевой позиции для решения данной задачи.
Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного,  предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций. 
Традиционные формы методической поддержки педагогических работников, такие как семинары, семинары – условиях внедрения ФГОС ДО», «Становление первичной ценностной ориентации и социализации»); мастер-класс (проведены мастер-классы: «Практические приёмы, способствующие формированию познавательной мотивации у ребёнка дошкольника», «Использование интерактивного оборудования SMART BOARD оборудования в образовательном процессе ДОУ», «Предшкола нового поколения» как средство формирования первичных ИКТ-компетенций у детей старшего дошкольного возраста», «Использование современных электронных образовательных ресурсов в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»;
-  Тренинг «Учимся общаться с «трудными родителями»;
- Открытые показы непосредственно образовательной деятельности с применением технологии деятельностного метода, анализ открытых мероприятий с использованием технологических карт;
В ходе работы "Устного журнала"  использовались разнообразные формы:
- устные сообщения о тематике мероприятий, рекомендациях, представление методических продуктов, результатов работы платформ, об итогах выполнения домашних заданий;
- мультимедийные презентации (представлены мультимедийные презентации «Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании», «Особенности развития социального опыта дошкольника в 
практикумы, мастер – классы ориентированы, как правило, на наиболее профессиональных педагогов и активизируют именно их методическую, педагогическую деятельность. 
А большинство воспитателей принимают лишь пассивное  участие на данных мероприятиях и являются созерцателями. Поэтому имеется необходимость создания системы активного включения каждого педагога в методическую деятельность, мотивировать его самообразование, создать систему сетевого взаимодействия. Возможности сетевого взаимодействия в обеспечении условий для непрерывного образования связаны, в первую очередь, с расширением доступности знаний (информации), которыми располагает каждый из участников сети.
Педагогам, на этапе реализации ФГОС ДО, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности как творческого процесса.
Сетевое взаимодействие  позволяет педагогам дошкольных учреждений взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы  передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии. Обобщая изложенное выше можно сказать, что сетевое взаимодействие, какую бы форму ни выбрал педагог, позволяют расширить возможности для повышения профессиональной компетентности воспитателя и развития его творческих способностей. Все это позволяет шагать в ногу со временем.
В этой связи видится острая необходимость обновления содержания деятельности организаций дошкольного образования, пересмотр методов и технологий работы в ДОО, потребность в освоении интерактивных технологий, преимуществом которых являются активизация и интенсификация образовательного процесса. 
В рамках реализации стратегии развития муниципальной системы образования в направлении повышения качества результатов  информационного обмена и эффективного сотрудничества педагогов. Это  отличный вариант заявить о находках и своем опыте, замечательный стимул для творчества и развития, имеющий мотивационное и вдохновляющее значение, использовать  открытые, бесплатные и свободные электронные ресурсы;
- повышать профессиональную компетентность педагогов ДОО;
- устанавливать взаимодействие с субъектами педагогического процесса.
В ДОО сформирована инициативная группа заинтересованных педагогов, в состав которой вошли 12 человек (заместитель заведующего по ВМР, специалисты, воспитатели), руководителем инициативной группы назначен заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  Координация деятельности инициативной группы осуществляется на основе «Плана работы инициативной группы».
Наиболее актуальными для потенциального развития МБДОУ №177 выделены следующие платформы:
Основными источниками развития в рамках реализации Модели являются:
1. Интеграция, преемственность внутренней и внешней сетей обучения;
2.Высокая мотивация педагогов, способность к саморефлексии;
3.Возможность для работы в разных сетевых блоках;
4.Обеспечение доступа к информационным ресурсам, продуктам разных сетевых платформ.
Преимущества подобной организации сетевого образовательного пространства очевидны. Сообщества предлагают условия для деятельности педагогических сообществ, обеспечения  непрерывного  повышения актуальных профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников ДОО была создана «Модель методического сопровождения внедрения сетевых инноваций в дошкольных образовательных организациях» (на примере МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 177»).
Благодаря обозначенной Модели выстраивается система, стратегия и механизм внедрения сетевых инноваций, обеспечивается эффективность педагогической рефлексии. В деятельность вовлечены все категории педагогов и административного состава: заведующий, заместители заведующего по ВМР, начинающие педагоги, педагоги наставники, участники инновационных проектов, педагоги, претендующие на квалификационную категорию.

Список литературы:
1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
2. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы / авт.-сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 215с.
3. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 145с.
4. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 191с.
5. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 162с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий